Никогда в жизни не
думал, что выпадет приятельствовать с Богословским! Шутка ли: «Спят курганы тёмные»
он написал за семнадцать лет до моего рождения! Тридцать четыре года разницы –
шутка ли? Да и вообще: он легенда, колосс, памятник самому себе – на фиг мы ему
сдались…
Так я думал,
поглядывая на него со стороны, цитируя за стаканом подслушанные где-то его
знаменитые розыгрыши и байки, до тех пор, пока он не женился на Алке Сивашовой.
С композитором Аллой мы были дружны ещё с времён её учёбы в Консерватории, да и
в театре потом сотрудничали – она меня с Богословским и познакомила.
При первой же встрече
он обрушил на меня водопад своего остроумия! Я увидел, как он старается, чтобы
я, не дай Бог, не подумал, что он – легенда, колосс и памятник самому себе! Все
его бессмертные шлягеры, дружба с Бернесом и Эренбургом, званияи лауреатства совсем его не занимали – было,
и ладно! Он хотел быть Богословским сегодня, а главное, завтра – и мы, не шибко
молодые, но по сравнению с ним пацаны, мы ему были очень нужны: на нас он
проверял своё соответствие новому времени.
С Володей Вишневским
он тут же пустился в состязание по части сочинения стихов из одной строчки! Они
выходили вместе на сцену и устраивали целые турниры «одностиший» - всерьёз
бились, а в финале, обняв друг друга за плечи, к общему зрительскому восторгу
хором провозглашали: «Спасибо мне, что есть я у тебя!»Лёню Серебренникова он почитал одним из
лучших исполнителей своих давних песен и подолгу обсуждал с ним нюансы этого
дела. Что до меня, то, прочитав мою книжечку закулисных баек «Актёрская
курилка», он легко её похвалил за удачный «перевод» с «языка устного» на «язык
литературы». И тут же выдал мне такое количество баек о персонажах моей книжки,
что мне хватило бы ещё на одну такую же – если бы я к тому времени не охладел к
публикации этих историй…
«…Как-то летом захожу
я в Сад «Аквариум» перекусить, -рассказывал он. – Вижу: сидят за столиком великие – Сергей Эйзенштейн и
Фаина Раневская. Эйзенштейн меня уже знал к тому времени. Поклонился я им
издалека, сижу себе, обедаю. Вдруг Эйзенштейн как расхохочется в голос и машет
мне: «Никита, иди сюда!». Подошёл. Он меня представил Фаине, посидели,
посмеялись. Через много лет, уже дружа с Раневской и даже живя с ней в одном
дворе, вспомнил и спрашиваю: что ж там было тогда? Оказывается, Эйзенштейн
спросил её: «Фуфа, что желаете на десерт?». И великая репризёрка, ткнув в мою
сторону пальцем, пробасила: «Вон того мальчишку!»
Богословский – по
рождению питерский. Ещё мальчишкой рылся он однажды в телефонном справочнике и
вдруг увидел смешное сочетание: «Ангелов Ангел Ангелович»!
Тут же набрал номер и
пропищал; «Чёрта Чёртовича можно?». Его, конечно, послали, как следует, и он
трубку бросил. Впрочем, рассказал об этом приятелям, и те тоже по паре раз с
этой шуткой отметились. Шли годы. Богословский стал знаменит, переехал в
Москву, но как-то, лет пятьдесят спустя, оказавшись в Питере, заглянул в
телефонный справочник и опять наткнулся: «Ангелов А.А.»! Недолго думая, набрал
и пропищал: «Чёрта Чёртовича можно?». И старческий голос в трубке произнёс: «Ты
ещё жив, сволочь?»
Прекрасная байка про
фильм «Александр Пархоменко»! Богословский писал к нему музыку, и всё уже было
готово, кроме песни для Петра Алейникова. Она потом стала очень популярна – ну,
вы помните: «Ты ждёшь, Лизавета, от друга привета!..»
Вот этих стихов как
раз и не было: поэт Евгений Долматовский уехал в отпуск, сказав, что вернётся и
допишет. Режиссёр Луков нервничает: снимать надо, а песни нет! Тут Богословский
ему и говорит: «Да брось ты этого Женьку ждать! Сейчас сам сяду и напишу –
подумаешь, большое дело!». Вот что написал:
«Лучок да картошка,
Огурчик солёный –
Мировая закуска
В огороде растёт!
Ах, как же мне дорог
Мой садик зелёный!
Мой зелёный
Садик-огород!
Герань на окошке,
Окно с занавеской,
Горшки на заборе,
Петушок на шесту!
Галоши надену,
Пойду за невестой
По соседству,
Рядом за версту!..
Лукову, в общем,
понравилось. Так бы, может, и сняли, как говорил сам Автор, «эту мою фигню», но
вернулся Долматовский, устроил скандал, хотел жаловаться в ЦК партии… Ну, что
ж, грех говорить: с его текстом песня тоже хорошая вышла!
А сколько историй,
как Богословского в очередной раз исключали из Союза композиторов! Жалко, здесь
места мало, чтобы все рассказать!..
С какого-то времени
он упорно уговаривал меня перейти с ним «на ты»! «Борисок, - говорил он. –
хватит выкаться, давай тыкаться! Ну, что за «Никита Владимирович», свои же
люди! Скажи: «Привет, Никита!» Но я, человек по
театральной привычке вполне фамильярный, всё
решиться не мог. Он обижался. Я думаю, что он тепло относился ко мне ещё и
потому, что знал, что мы с его женой тыщу лет приятельствуем. Алку он очень
любил. Я всё приглядывался к этой его любви: странно было, как много в
восьмидесятилетнем человеке по-настоящему мужского! Он мне по секрету сообщал:
«Алка – чудо! С ней я впервые стал Домосексуалистом!»
К его восьмидесяти пятилетию
Алла устроила вечер в Доме актёра. Меня попросила провести. Набежала выступать
куча знаменитостей. Я весь свой конферанс построил на знаменитых «богословских»
розыгрышах. Зал хохотал так, что, казалось, люстры рухнут! Юбиляр сидел на
сцене в кресле и довольно улыбался. Поведав залу очередное хулиганство, я
обернулся к нему: «Правду я говорю, Никита Владимирович? Так оно было?».
Похлопав в ладоши, Юбиляр поманил меня к себе и сказал на ухо: «Пори, старик,
что хочешь, не стесняйся: я всё равно не слышу ни хера!»
Замечательный
журналист Валера Евсеев, бывший в то время главным редактором «Вечерней
Москвы», завёл замечательную традицию. Много лет подряд в третий четверг июля
мы собирались у него на даче на шашлыки.
Компания была замечательная сама по себе, но
её украшением, конечно, был Богословский! Поев и выпив, как следует, я
вытаскивал из чехла гитару, и мы пели всласть – ясное дело, песни мэтра!
«Шаланды, полные кефали», «Три года ты мне снилась», «Разные судьбы» … А перед
разъездом он подходил ко мне, доверительно клал руку мне на грудь и говорил:
«Борисок, в будущем году соберётесь – меня не будет, так ты уж проследи, чтобы
мои песни попелипамять обо мне!» Когда
такое говорит человек под девяносто, ты понимаешь, что… Но я нашёл, что
ответить!
А в чём дело? –
спрашивал я. – Почему без Вас?»«Ну, как
же – чай восемьдесят пять уже (потом восемьдесят шесть, семь, восемь…!) пора и
честь знать!» «Ба-а-тюшки, - бодро возражал я, - ну, если Вы прожили
восемьдесят пять, чего Вам не прожить восемьдесят шесть, не понимаю!» «Точно! –
веселел Богословский. – А и вправду, чего?!» Так мы расставались каждый год. Но
в девяносто он твёрдо ответил мне на привычный текст: «Нет, дружок, хватит!
Утомительно долго жить без перерыва!»
Ушёл он ровно в день
шестидесятилетия Валеры Евсеева. Это была его последняя шутка: превратить
юбилей друга в свои поминки! Как и было прошено, весь вечер мы пели его песни –
благо, я знаю их все наизусть!
А когда несли его на
Новодевичье, я всё думал: «Вот человек прожил жизнь, как хотел: уходит в
девяносто один год, а я ни разу его стариком не видел!»