- Вот, дети, - мерно расхаживала по классу Лидия
Ивановна, - скоро закончите школу, мальчики пойдут в армию, девочки выйдут
замуж...
- Лидьванна! -отозвался с последней парты Марк Гольштейн. - А зачем в армию?
- Что значит, зачем? - растерялась учительница. -
Родину защищать!
- А что значит - Родина? - не унимался Марк.
- Родина? Ну как же, что занчит... Это ... место,
где ты родился!
- Значит я буду защищать Китай?
- Почему Китай!
- Я там родился.
- Нет, же, Родина - это не только то место, где ты
родился, но где вырос...
- Ну так я там и рос! Целых пять лет!
- Пять лет - это слишком мало для понятия родины...
ты же не говоришь по-китайски, не живешь традициями Востока...
- Нет, я по-китайски не говорю, я говорю по-русски,
по-английски, немного по-французски...
- Значит Китай - не твоя родина. Твоя родина там,
где родились так же твои предки...
- Мой отец родился в Петербурге, а мама в
Кишеневе... Значит я буду защищать Россию и Молдову?
- Нет, ты будешь защищать ту страну, в которой
прошло твое детсво, твои лучшие воспоминания...
- Алжир, мы там жили, пока мне не исполнилось 11
лет, у меня замечательные воспоминания об это стране!
- Нет.. не Алжир! Защищать страну, близкую по духу
и вероисповеданию...
- Ммм.. ну поскольку я еврей,неужели защищать буду Израиль... Лидьванна! А
как я буду защищать Израиль, неся службу в белорусской армии?
Очки Лидии Ивановны с кончика носа плавно
перемещались все выше и выше, пока не оказались и вовсе на лбу. Класс с
интересом наблюдал за происходящим. Марик прекрасно умел срывать уроки.
- Марик, - неуверенно сказала Лидия Ивановна. - Ты
в белорусской армии будешь защищать Беларусь...
- Но если она мне совсем не родина! Что я там буду
делать? Получается, что у меня совсем нет родины! А раз мне нечего защищать,
значит в армию можно не ходить?
- В армию обязательно нужно ходить...
- Зачем?
- Чтобы стать настоящим мужчиной! - уверенности в
голосе учительницы с каждым вопросом ученика становилось все меньше и меньше.
- Лидия Ивановна! Но ведь, чтобы стать настоящим
мужчиной, нужна не армия!
- Что же? , - спросила она на свою беду.
- Ну вы столько лет живете, а как будто не знаете!
Конечно же женщина!
Класс взорвался дружным хохотом. Лидия Ивановна
побледнела. Трудно находить аргументы для подобных, пусть и логичных,
заявлений. Она хотела попросить Марика пригласить к ней его родителей, но в
данный момент забыла все слова. Спасительный звонок на перемену вывел ее из
оцепения. Старшеклассники тут же загалдели, зашумели и разбежались.
Лидия Ивановна, как могла, побежала в учительскую.
Бросив на стол журнал, она упала в кресло и разрыдалась... Она, заслуженный
педагог с 40-летним стажем, не может объяснить 15-летнему сопляку с
китайско-африканским прошлым, где у него Родина. Потому что в юные годы Лидии
Ивановны Родина была одна - Советский Союз, и настолько она была необъятна, что
можно было объездить полмира, но при этом не выехать за границы родины... И
казахи, и прибалты, и евреи, и чукчи... у всех была одна единственная Родина, и
всем это было понятно... А теперь? Три часа на машине - и все! Нет Родины!
Кугом одна сплошная заграница...
***
Следующим уроком была геометрия. Молодой учитель
зашел в класс после звонка на урок.
- Сергей Михайлович! А зачем нужно идти в армию,
если у тебя нет родины? - задал вопрос Марк.
- Марик, у тебя нету Родины?
- Нету...
- Как так?
- Понимаете, родился я в Китае, где прожил до 5
лет, потом мы с родителями переехали в Алжир, потом мне исполнилось 11 лет, и
мы переехали в Беларусь.
- Очень хорошо, а сюда вы как попали?
- А тут бабушка...
- Марик! Так значит у тебя как миниму 3 родины!
- Ну раз на то пошло - значит 4! Я еще и еврей!
- Прекрасно! Значит тебя в армию заберут самого
первого!
- Не хочу...
- Тогда к доске шагом марш! Доказываем теорему
трех перпендикуляров! - Сергей Михайлович обвел глазами класс.
- Ну что, бойцы, у кого еще нет Родины?
После уроков в учительской было шумно. В свете
провокаций со стороны учеников на тему "Что такое Родина", учителя искали
определение "родины" как таковой и методах ее объяснения современным
ученикам.
- Согласно общепринятому определению, Родина,
отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически
принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным
и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов... -
зачитывал официальный текст директор.
- А детям это как объяснить? - галдели учителя.
- У нас и негритята есть, и китайцы... -
поддакивали завучи.
Дверь учительской распахнулась. С ведром и мокрой
тряпкой небрежно завалилась Никифоровна - уборщица.
- Чаво ета вы тута расшумелися? Мне тута убирть
нада! - грозно возмутилась Никифоровна.
- А мы тут решаем... что такое Родина... - робко
промямлил директор. Всегда строгий и безапелляционный, он робел лишь в присутствии проверки из РОНО и Никифоровны.
- Делать вот вам нехрен, - забурчала уборщица, -
Родину они решают... А чо тут решать? Чо тут непанятнава? Родина - эта кагда и
выпить есть с кем, и закусить, и пагаварыть за жизнь и на пенсию не страшна!
- На пенсию не страшно... - хором повторили
учителя. На том и порешили.
- Пап! А че такое Родина?
- Сын, Родина, это такое место, куда ты весгда
можешь вернуться, и где тебе будут рады...
- Па! А ты это здорово придумал!
- Итак, сегодняшний урок будет посвящен определению
Родины! - Лидия Ивановна сияла. Она, как ей казалось, знала все возможные
определения, и даже чувствовала себя способной объяснить это ученикам.
Последовали скучные определения, и как резюме,
чтобы донести до умов и сердец щкольников, Лидия Ивановна выдала:
- Дети! Родина - это место, где хочется выйти на
пенсию и достойно встретить старость!
- Судя по всему, вы, Лидия Ивановна, живете не на
Родине!
- Да что вы такое говорите! Нам по 15 лет, мы еще
школу не закончили, а вы - пенсия и старость!
- Мы не хотим на пенсию!
Лидия Ивановна побагровела.
- Тихо! - взвизгнула она. - Кто тут у нас самый
умный? - Учительница плавно переходила на ультразвук.
- Я! - Гордо отозвался Марк.
- Ну-ка, расскажи всем, что такое РОДИНА! - она
была уверена, что Марк не ответит, он не слушал ее сегодня...
- Это такое место, знаете... куда всегда можно
вернуться! Из любого места! - Парировал ученик.
- Круто! - все загалдели. - Вернуться откуда-нибудь
- это гораздо интереснее, чем на пенсию!
Класс расшумелся. Лидия Ивановна тихонько опустилась
на стул и впервые задумалась о том, чтобы действительно уехать на Родину. То
есть выйти на пенсию...